Еще чуть более двух лет назад, для того чтобы получить справку, надо было отстоять в многочасовой очереди в районном ДЕЗе. Нередко оказывалось, что все ожидания напрасны, поскольку в последний момент за выпиской или бланком вас могли направить совсем в другое место. К счастью, с созданием Единых информационно-расчетных центров ситуация изменилась. Теперь в ЕИРЦ сосредоточено все — расчеты по платежам, работа с льготниками, регистрация по месту жительства и др. Уже год работа здесь ведется по принципу «одного окна», то есть любой житель района может получить у одного оператора целый пакет документов. Свое «окно» появилось также в управе района и префектуре Южного административного округа.
Об инициативе Правительства Москвы по созданию службы «одного окна», направленной на облегчение жизни москвичей, слышали все. Однако немногие знают о ней что-либо конкретное. Между тем созданная система может считаться революционной, так как впервые в истории рядовой гражданин получает защиту от произвола чиновников. Отныне различные справки или разрешения будет выдавать не человек, от которого зависит положительное или отрицательное решение данного вопроса, а «незаинтересованный» сотрудник ЕИРЦ, управы района или префектуры округа. Мэр Москвы Ю.М. Лужков назвал режим «одного окна» стратегией города, важнейшей частью административной реформы, направленной на дебюрократизацию власти.
По словам сотрудников ЕИРЦ района Чертаново Центральное, новый режим оформления документов весьма удобен и для жителей, и для них самих. Так, при оформлении регистрации человек получает отметку о регистрации там же, где сдает документы. Регистрация приезжих в ЕИРЦ позволила и жилищно-коммунальным службам без проблем взимать с них коммунальные платежи. Еще недавно в столице процветали мошенники, которые могли зарегистрировать кого угодно в какой угодно квартире, причем нередко случалось, что хозяева квартиры и понятия об этом не имели. Система Единых информационно-расчетных центров, имеющих исчерпывающую и точную базу данных обо всех владельцах лицевых счетов на территории района, полностью исключает подобного рода мошенничества. За время существования службы «одного окна» операторы выдали тысячи документов как частным лицам, так и организациям. Приятно отметить, что нарушений сроков выдачи документов не было, практически все они выдавались в течение одного дня.
Что касается управы района, то здесь служба «одного окна» также действует в полную силу. Специалисты отмечают, что на сегодняшний день наибольшее количество обращений касается жилищных вопросов. Кроме того, в службу «одного окна» обращаются по вопросу получения субсидий на жилье, удостоверения многодетной семьи, за копиями ранее полученных документов и многим другим. Новая система облегчит жизнь пенсионеров, инвалидов и просто очень занятых людей, поскольку она заменяет многодневное и утомительное хождение по кабинетам: теперь достаточно обратиться в службу «одного окна» и через определенный регламентом срок получить готовый документ.
Между тем в Правительстве Москвы отмечают, что программа была запущена лишь недавно и работает еще не в полную силу. Полностью служба «одного окна» начнет функционировать только к 2007 г. До этого момента разработчикам программы предстоит создать единую информационную электронную сеть, которая объединит все городские службы. Ее служащие смогут выдавать самые разные документы, касающиеся вопросов архитектуры, противопожарной службы, медицины и др.
Примерно через три года в столице будут созданы специализированные Центры по работе с населением и организациями. За любым необходимым ему документом заявитель будет обращаться в Центр и получит его в установленный срок без обращения в другие отраслевые и территориальные органы власти и городские организации. Создание таких Центров позволит качественно и оперативно обслуживать жителей города и организации, будет фактически разорвана связь «чиновник–заявитель». По самым приблизительным подсчетам Центры будут выдавать до 300 видов документов, причем лишние согласования, дублирующие друг друга, будут отсечены.
Для получения справки не надо будет обращаться в районный Центр или управу. Предполагается, что «окна» будут находиться в самых многолюдных местах: на вокзалах, возле станций метро, в крупных государственных учреждениях. Достаточно будет предъявить паспорт и запросить любой из видов документов. Так как компьютеры будут объединены в единую сеть, выписку из домовой книги можно будет получить в любом районе Москвы.
А. Ржаной
Служба «одного окна» управы района Чертаново Центральное выдает следующие документы:
Для физических лиц
• Заверенная ответственным лицом управы района копия ранее принятого распоряжения главы управы по вопросам, затрагивающим интересы заявителя.
• Заверенные подписью ответственного (уполномоченного) должностного лица управы района архивные справки.
• Удостоверение многодетной семьи г. Москвы.
• Справка о бесплатном проезде на всех видах городского транспорта детям из многодетных семей.
• Постановка на учет по улучшению жилищных условий.
• Перевод в льготную категорию очередников округа.
• Внесение изменений в учетное дело очередников округа.
• Постановка на учет на получение безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилья.
• Снятие с учета очередников округа.
Для юридических лиц
• Заверенная ответственным лицом управы района копия ранее принятого распоряжения главы управы по вопросам, затрагивающим интересы заявителя.
• Заверенные подписью ответственного (уполномоченного) должностного лица управы района архивные справки.
Реестр документов, выдаваемых службой «одного окна» ЕИРЦ
• Копия финансового лицевого счета на жилую площадь.
• Выписка из домовой книги.
• Справка о регистрации по адресу.
• Копия карточки учета для собственников квартиры.
• Копия ордера жилого помещения.
• Справка о проверке жилищных условий.
• Справка о регистрации по месту жительства для военкомата.
• Справка призывника о составе семьи.