Юрий Лужков, мэр Москвы
У нас часто бывает так, что за какую-то задачу ответственны все. Это, как правило, означает, что ответственного найти невозможно, и задача не решается. В данном же случае ситуация иная: каждой структуре и каждой службе поставлена задача организовать по документам, которые рождаются в их недрах, принцип «одного окна». И нести ответственность за эту работу будут конкретные руководители. Причем никаких прибавок, никаких увеличений потенциала численности аппарата у нас не будет. Наоборот, будут решаться вопросы по сокращению аппарата в рамках поддержки государственной административной реформы.
Если вы (руководители — прим. ред.) в работе по реализации принципа «одного окна» допустите вот это множество согласований, то вы сами себе создадите невероятные сложности. Так что именно в ваших интересах — отработать такие системы, которые бы, с одной стороны, обязательно сократили количество согласований по существующим документам, а с другой — обеспечивали безопасность принимаемых решений. То есть минимум обязательных согласований, которые обеспечивают правильность решения какого-либо вопроса, все равно должен быть. Вот здесь как раз и проявится, насколько точно вы знаете свое дело.
Анатолий Петров, заместитель мэра в Правительстве Москвы
Необходимо серьезно проанализировать место наших территориальных органов исполнительной власти в системе власти города Москвы. Управы и префектуры выдают сейчас документы населению по 29 позициям. Все остальное у нас решается наверху. Если говорить только об управах, то картина такая: из 26 вопросов 25 решаются где-то и только один — в управе. А ведь территориальные органы власти в шаговой доступности создавались именно для того, чтобы они занимались проблемами жителей своих территорий.
Валерий Шанцев, вице-мэр Москвы
Очень характерный пример — получение разрешения на перепланировку квартир. Человек сначала заключает договор с архитектором, который ему делает проект. В моем представлении архитектор готовит этот проект в полном соответствии с нормами и правилами СЭС, противопожарной охраны и т. д. Однако заказчику при его выдаче почему-то говорят: а теперь иди и согласовывай данный документ в СЭС, противопожарной охране, еще где-то. Он идет по этому кругу.
Затем ему говорят: иди в межведомственную комиссию, в префектуру. Приходит он в МВК, а там опять сидят представитель СЭС, представитель противопожарной службы, разве что люди другие.
Такое впечатление складывается, что у нас друг другу никто не верит, и все друг друга проверяют: а вдруг он чего-то там неправильно сделал.
Я понимаю так: если архитектор хоть раз нарушил какие-то правила при проектировании — ему просто не надо выдавать лицензию, он не должен быть архитектором. При такой постановке дела можно будет, представив проект, сразу получать разрешение и приступать к работе.
Вместо этого мы еще в Москомприроду гоним человека. Сколько раз я ни спрашивал, причем здесь Москомприрода, никто не может объяснить. Сделал для себя вывод, что если я переделываю квартиру, и у меня там стоят три фикуса, а будут стоять два, мне не разрешат ничего делать, потому что я нарушу экологический баланс в природе!
Общение с властью должно быть комфортным
Какие основные задачи стоят перед теми, кто непосредственно занимается внедрением принципа «одного окна»? Какие проблемы возникают по ходу дела? Об этом говорил на заседании правительства, а сегодня рассказывает нам председатель комиссии по городскому хозяйству Московской городской Думы Степан ОРЛОВ.
— Степан Владимирович, как бы Вы вкратце сформулировали суть перемен, которые нас ждут с внедрением принципа «одного окна»?
— Введение нового принципа — неотъемлемый элемент нынешней административной реформы, начатой президентом. А ее приоритетные цели, как известно, — дебюрократизация власти, борьба с коррупцией. Многие забывают, что именно государство находится на службе у общества, у своих избирателей, а не наоборот, и потому его первейшая задача — максимально четко и эффективно оказывать услуги населению. Обычным жителям Москвы, предпринимателям и общественным объединениям должно быть просто, удобно и комфортно общаться с органами власти. В этом и есть смысл предпринимаемых мер.
— Система «одного окна» чрезвычайно привлекательна, спору нет. Но за нее обеими руками проголосуют обычные граждане — не чиновники. Есть препятствие чисто психологического свойства: люди десятилетиями работали в определенном режиме, и преодолеть силу инерции, заставить их переучиваться не так-то просто. Не поставишь ведь возле каждого надсмотрщика, который бы напоминал: не гоняй посетителей по инстанциям, сделай сам!
— Естественно, одними окриками ничего не сделаешь. Тут требуется разработка новой и серьезнейшая корректировка действующей нормативно-правовой базы. Ведь многие нормы, заставляющие заявителя контактировать с множеством согласующих инстанций, закреплены в федеральных и в московских законах. Мы будем проводить ревизию всего московского законодательства и буквально по каждому документу, упоминаемому в тексте закона, принимать отдельное решение. В первую очередь определять — нужен ли данный документ вообще? Если нужен — оценивать процедуру его получения: насколько она соответствует принципу «одного окна». Не соответствует, вступает в противоречие? Что ж, надо вносить изменения в закон. И где раньше требовалось 10 согласований, постараться оставить 3–4, действительно необходимых, а не придуманных чиновниками «для подстраховки». То же самое — и с федеральными законами. Мосгордума готовит целый пакет законодательных инициатив по оптимизации федерального законодательства.
— И все-таки главная сложность — о ней, в частности, говорил председатель Мосгордумы Владимир Платонов, — это нежелание чиновников лишаться возможности личных контактов с гражданами. Ведь там, где есть личный контакт, есть и возможность поборов. Поэтому сопротивление нововведению будет огромным. Как его преодолеть?
— Абсолютно уверен: и у московского правительства, и у мэра, и у Мосгордумы достанет политической воли и сил для того, чтобы создать эффективную систему государственной власти в столице.
— В ходе любой реформаторской работы на многие вещи, ставшие для всех привычными, смотришь уже по-другому...
— Совершенно верно. У нас, к примеру, стало в порядке вещей делегировать функции органов власти хозяйствующим организациям, в первую очередь ГУПам. А ведь это недопустимо! Человек обращается в государственный орган, а чиновники вместо того чтобы самим решать его проблему, отсылают его в коммерческую структуру. Вообще подавляющее большинство услуг должно оказываться властями бесплатно, ведь граждане уже заплатили налоги. Платные услуги, на мой взгляд, оправданы только в тех случаях, когда требуется привлечение сторонних специалистов, либо при проведении дополнительных работ, не связанных с непосредственными обязанностями госслужащего (скажем, нужна экспертиза, замеры площади и т. д.). Словом, переоценить нужно многое.
— Есть еще одна составляющая всего этого процесса: введение электронного документооборота. Какие здесь этапы нужно пройти?
— Тут понадобится организация целой системы городских порталов, центра электронной и цифровой подписи, информационных систем учета населения, учета имущества, управления бюджетным процессом. Сразу замечу, что и тут речь не о каких-то отдаленных перспективах — работа уже сейчас активно ведется в рамках городской целевой программы «Электронная Москва».
По материалам Пресс-центра МГД