Принято считать, что льгота — плата государства человеку за какие-либо выдающиеся заслуги перед отечеством. Заслуги депутатов Госдумы или членов правительства у всех на виду. Однако социальный пакет из льготы на 50-процентную оплату жилья, отдых в бесплатных санаториях, лечение в ЦКБ и пенсии в размере 75% должностного оклада они получают исправно. Но если уж быть до конца честными перед самими собой, то все мы получаем те или иные льготы. Государство продает нам электроэнергию по внутренним льготным ценам, железная дорога перевозит по льготным тарифам. Половина пассажиров московского метро ездят бесплатно по различным удостоверениям.
Все это — остатки социалистической системы распределения, унаследованной нами от бывшего СССР. До сих пор из бюджета тратятся огромные суммы на компенсацию предприятиям, предоставляющим эти льготы. Денег, как водится, на все не хватает, в результате автобусные парки не могут вовремя закупить новые автобусы и всем нам — обычным пассажирам и льготникам — приходится одинаково толкаться в переполненных душных салонах. Связисты по той же причине не могут проложить новые телефонные линии. Из-за этого жители деревни навсегда остаются без телефона, а значит, и льготы на его оплату.
К этому перечню следует добавить нерадивых руководителей предприятий, которые, завышая количество льготников, которым якобы были оказаны бесплатные услуги, просто разворовывают госкомпенсации и не модернизируют собственное производство. Трудно подсчитать, сколько льготников в день перевозит отдельно взятый автобусный парк. В отчетности же будет фигурировать цифра, значительно превышающая половину, обычно это 70%.
В период перехода к рыночной экономике государство ввело целый ряд дополнительных льгот. Они должны были облегчить жизнь населению, но в действительности ее только затруднили. Больше всего пострадали самые бедные, так как от всеобщего льготного пирога им достается меньше всех. Судите сами: чем ниже цены на энергию, газ, другие жилищно-коммунальные услуги, тем большая доля льгот достается как раз богатым. У них более благоустроенное и большее по размерам жилье, оснащенное разного рода домашним оборудованием, потребляющим больше энергии. А платят они за него по общим заниженным тарифам. Бедняки же вынуждены экономить на электричестве, так как эти деньги им нужны на пропитание.
Выход из этого замкнутого круга только один — адресная помощь действительно нуждающимся. Все остальные должны платить полную стоимость услуг. Однако кого следует признать нуждающимся, а кого нет? Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос призван 400-страничный законопроект, условно называемый «законом о замене льгот на денежные компенсации», который Госдума 2 июля приняла в первом чтении. Если в итоге он пройдет и третье чтение, автоматически в 155 существующих законодательных актов, в том числе в законы о ветеранах, о социальной защите инвалидов и др., будут внесены изменения, которые заменят натуральные льготы на денежные компенсации.
Деньги — универсальное средство, с помощью которого государство может выразить свою признательность особо заслуженным гражданам или поддержать тех, кто оказался в сложной экономической ситуации. Но деньги взамен льгот получат далеко не все бывшие льготники. Всего данная реформа коснется более 30 млн. человек. Из них по 14,5 млн. решение о суммах компенсаций будет приниматься в федеральном центре, 19 млн. должны получить финансовую поддержку из казны субъектов РФ.
Закон гарантирует сохранение льгот, рублевая компенсация за которые будет выплачиваться из федерального бюджета, только для участников и инвалидов войны, Героев Советского Союза и России, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, блокадников. Наивысшая денежная компенсация в этой группе составляет 3500 руб. Другая категория льготников, получающих компенсации из федерального бюджета: инвалиды и чернобыльцы. Но льготы на деньги им будут менять по иной схеме — в зависимости от «степени утраты трудоспособности». Эта степень будет рассчитываться согласно новой методике Минздрава. По ней может оказаться что некоторые инвалиды, как, например, зрячие и способные работать руками инвалиды по слуху, будут признаны полностью трудоспособными и получат нулевую степень, лишившись всех льгот. Вторая проблема — всем инвалидам придется заново пройти освидетельствование, а сделать это до 1 января 2005 г. будет весьма непросто. Только в одной Москве 1 млн. 100 тыс. инвалидов. Денежные же компенсации по новой системе будут примерно следующими: третья степень ограничения трудовой деятельности (I группа инвалидности) — 1400 руб. в месяц, вторая степень (II группа) — 1000 руб., первая степень (III группа) — 800 руб.
Обеспечение денежной компенсации ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий возлагается уже не на федеральный, а на местные бюджеты. Если Москва — регион богатый и с этой задачей справится, то в депрессивной глубинке льготники второй группы скорее всего останутся без всякой компенсации. Кроме того, на местные органы власти перекладываются выплаты 25-процентной надбавки врачам и учителям за работу на селе, северные надбавки всем, кроме федеральных чиновников, 70-рублевое детское пособие и многое другое. Постоянно недополучающие налогов тощие местные бюджеты скорее всего все эти льготы очень быстро «заморозят».
Новый закон говорит об изменении с 2005 г. порядка предоставления четырех видов льгот: проезда на городском и пригородном транспорте, обеспечения лекарствами и оплаты путевок в санаторий. Льготы по квартплате и коммунальным платежам пока сохраняются до 1 января 2006 г.
Многим, наверняка, старая система льгот кажется более удобной. Но если новый закон будет принят Госдумой в том виде, как сейчас, то отказаться от компенсации в пользу льгот уже будет нельзя. Правительство, однако, обещает некий социальный пакет, приобретя который на средства компенсации, льготники получат привычные привилегии. По заявлению министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, всем льготникам в 2005 г. будут централизованно приобретены такие соцпакеты. В него войдут: билет на пригородный железнодорожный транспорт стоимостью 40 руб. в месяц, «страховка на покупку лекарств» за 350 руб. в месяц, по которой можно будет покупать со скидкой лекарства из льготного списка, и компенсация за санаторно-курортное лечение в 50 руб. Таким образом, сумма компенсации льготникам в первый год действия реформы уменьшится на 440 руб. в месяц. Проездной билет на городской транспорт и телефон придется оплачивать самому. На второй год реформы льготники смогут сами выбирать, какой социальный пакет им нужен в данное время, и экономить компенсационные выплаты для других целей.
Как утверждает правительство, компенсации будут индексировать вместе с базовой частью пенсии. Как только уровень инфляции превысил 6%, в обязательном и безусловном порядке будет произведена индексация соответствующей выплаты. Но цены на транспорт, телефон и лекарства растут быстрее инфляции, и этот факт в законопроекте пока никак не учитывается.
В ходе обсуждения законопроекта были обнародованы финансовые планы правительства по обеспечению монетизации льгот. Суммы компенсаций, закладывавшиеся на осуществление реформы, первоначально были скромнее — 250–1000 руб. в месяц. Под давлением общественности диапазон увеличился до 600–3500 руб. Странная история произошла с жертвами политических репрессий. В нулевом варианте закона о них просто забыли. В первом чтении компенсации этой категории льготников возложили на местные бюджеты. Тем самым федеральная власть заявила, что не собирается нести ответственность за моральные и физические страдания, которые были причинены политзаключенным общегосударственным репрессивным механизмом.
В будущем году на выплату компенсаций федеральный центр планирует направить 172 млрд. руб., что в несколько раз больше суммы, которая поступила из бюджета на обеспечение льгот в этом году. Но и этих денег недостаточно. При монетизации базовые льготы, положенные по законодательству, покрываются примерно на половину, считает первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова. Уже сегодня на социальную поддержку 2,5 млн. льготников в Москве тратится более 25 млрд. руб. Лишь 2,4 млрд. из них поступают из федерального бюджета, остальные город платит сам. «Нам не должны запрещать за счет своих возможностей и средств оказывать дополнительную помощь тем категориям ветеранов, которые подпадают под федеральную схему. Если мы вдруг не будем доплачивать московскую надбавку нашим пенсионерам, нам запретят это делать, то только 108 тыс. из 2 с лишним миллионов пенсионеров будут иметь пенсию, которая соответствует прожиточному минимуму или чуть выше его. Сейчас это миллион 800 тысяч человек», — высказала опасения Людмила Швецова.
По недавнему опросу центра «Ромир», 58% россиян высказались за сохранение льгот. В день принятия законопроекта в первом чтении у здания Госдумы прошли многочисленные митинги протеста. Всероссийский совет ветеранов, Всероссийское общество инвалидов, Союз чернобыльцев России, Профсоюз работников образования и многие другие общественные организации высказались категорически против нововведения. Люди, которых в первую очередь затронет монетизация льгот, всерьез опасаются, что уровень их жизни ухудшится. По оценкам многих независимых экономистов, законопроект подготовлен очень плохо. Если он будет принят в существующем виде, это приведет к социальной революции. О статье 7 Конституции РФ, где говорится, что Россия — социальное государство, можно будет забыть, считают представители разных политических партий.
Ни один льготник Москвы не пострадает, если новый закон будет принят, заявил недавно мэр Москвы Юрий Лужков. «Мы сохраним все, чтобы наши ветераны и инвалиды имели возможность так решать свои проблемы, как они это делают сейчас», — пообещал столичный градоначальник. Социальная карта москвича, которую сегодня получили уже более 1,5 млн. жителей Первопрестольной, продолжает выдаваться, и по ней идут скидки в различных магазинах. Все московские пенсионеры скорее всего сохранят право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, так как решение об этой льготе было принято не федеральной властью, а Мосгордумой. Правда, городским властям снова придется искать дополнительные источники финансирования социальных программ. Будем надеяться, что все получится и на этот раз.
Но есть во всей этой истории с монетизацией одно большое несоответствие. В те же дни, когда обсуждался проект закона о замене льгот денежными компенсациями, Госдума приняла сразу в трех чтениях закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Некоторые депутаты уже назвали его «законом о льготах чиновникам». По нему за слугами народа, находящимися на гражданской службе, сохраняются огромные льготы: не только бесплатное жилье, но и возможность получать до 30 окладов в течение года. В связи с новым законом, который ждет одобрения Совета Федерации и президента, председатель Мосгордумы Владимир Платонов напомнил, что в Москве принят закон о жилищной политике, и там чиновники не имеют каких-то приоритетов по сравнению с другими гражданами. «Если это возможно, то федеральные власти должны изыскать бюджетные средства и на них построить квартиры для чиновников. Это единственная возможность, других нет», — считает спикер столичного законодательного собрания. Прислушается ли федеральная власть к мнению самого богатого региона страны — неизвестно.
Закон о льготах и компенсациях пока не принят, идет его обсуждение в субъектах Федерации. Это самое удачное время внести существенные изменения и сгладить негативные последствия от его введения. Власть будет обязана прислушаться к широкому народному мнению, ведь пока еще есть надежда, что все реформы проводятся в интересах россиян.
Александр Кравчук