В школах, как и раньше, детей не учат учиться, а стараются впихнуть как можно больше знаний из самых разных областей науки. Причем каждый учитель заявляет, что его предмет — самый важный, и именно его все должны выучить, да так, чтобы «от зубов отскакивало». Требование это, если умножить его на количество предметов в старших классах, явно невыполнимое. И школьники выбирают при подготовке к урокам принцип наименьшего приложения сил, широко используя шпаргалки, подсказки, справочники с кратким изложением сюжетов книг из школьной программы, сборники «золотых» сочинений, а также списывание и «скачивание» рефератов из Интернета. Словом, ученику важно не узнать, понять, решить, а сдать, получить отметку и забыть.
Неизвестно, оправдаются ли надежды, которые возлагают на реформу системы образования, в частности, введение единого государственного экзамена. Пока итоги этого эксперимента не слишком утешительны — в регионах, где проводился ЕГЭ, в этом году количество неудовлетворительных отметок составило почти 15%. Так что качество школьного образования, которое всегда было предметом нашей гордости (особенно по сравнению с американским), падает. И словосочетание «образованный человек» все меньше ассоциируется со школьным образованием.
Школа сегодня — это не только знания, это еще и «школа жизни». Здесь ребята могут познакомиться не только с высокими образцами литературы, но и с табаком, алкоголем, а порой и наркотиками. Правда, теперь никому не приходит в голову ответственность за воспитание ребенка полностью возлагать на школьных учителей — влияние семьи все равно сильнее. Но социальная обстановка в обществе не может не влиять на атмосферу в образовательных учреждениях — среди школьников растет процент детей из неблагополучных семейи социальных сирот.Удивительно, что при нынешнем положении школьного образования немало выпускников все же решают поступать в педагогический, чтобы потом прийти работать, возможно, в свою же школу. При всех системных «минусах» школьного образования каждый выпускник непременно вспомнит «плюсы», касающиеся своей родной школы — это и любимые учителя, и «день самоуправления», и турпоходы, и даже совместное мытье окон. Тем, кого эти «плюсы» привели к выбору одной из самых необходимых и гуманных в мире профессий, в будущем предстоит поднимать престиж профессии «учитель».