- Олег Евгеньевич, федеральное
законодательство установило предел расходов семьи
на ЖКХ, московские власти снизили этот уровень почти
в два раза. Так чем же вызвана необходимость нового
законопроекта и в чем его суть?
- Сегодня государство определило
максимальный уровень расходов граждан на оплату
жилищно-коммунальных услуг в 22% совокупного дохода
семьи. Если квартплата превышает этот уровень, включается
механизм субсидирования - государство платит за
вас. Московская власть всегда заявляла о приоритете
социальной политики, и в обсуждаемом нами вопросе
слова не разошлись с делом. Город доплачивает за
граждан, если плата за жилье "съедает"
13% доходов семьи.
С целью социальной защиты малообеспеченных семей
и одиноко проживающих граждан новый законопроект
предлагает ввести в действие с 1 декабря 2003 г.
стандарт максимально допустимой доли расходов граждан
на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи дифференцированно от среднедушевого
дохода (3%, 6%, 10%). Проще говоря, вводится ступенчатая
система расчетов в зависимости от среднедушевого
дохода жителей. Так, москвичи, чей доход превышает
2000 рублей на человека, будут иметь право на субсидию,
если размер квартплаты превысит 10% бюджета. Те
же, у кого на человека в месяц выходит от 1500 до
2000 рублей, отдадут за квартиру не более 6% совокупного
дохода семьи - остальное оплатит город. Для получающих
от 600 до 1500 рублей доля коммунальных платежей
не превысит 3%. Оплату жилья тех горожан, чьи доходы
составляют менее 600 рублей на человека, город возьмет
на себя целиком.
- На Ваш взгляд,
не потеряется ли за сухими цифрами и системой расчетов
конкретный человек?
- Хочу подчеркнуть, что законопроект облегчит положение
почти четверти москвичей, доходы которых балансируют
на уровне прожиточного минимума, а также позволит
получить субсидии еще 60 тысячам московских семей.
Так, что принятие закона не ухудшит положение малообеспеченных
семей в части оплаты жилищно-коммунальных услуг
- это могу гарантировать.
- Олег Евгеньевич,
существует ли экономический расчет под новый закон?
Насколько изменится бюджет города с его принятием?
- Исполнение закона будет осуществлено в пределах
средств, выделенных комплексу городского хозяйства
по статье "субсидии на оплату жилищно-коммунальных
услуг малообеспеченным гражданам" на 2004 г.,
так что никаких дополнительных трат, снижения финансирования
по другим статьям или решения этого вопроса за счет
других не менее важных городских программ не будет.
Есть проблема с текущим годом. Закон предполагается
ввести в действие с 1 декабря, соответственно, нужно
искать средства и вносить определенные изменения
в бюджет 2003 г. Задача сложная, но выполнимая.
Убежден, что депутаты примут оптимальное решение.
- Дифференцированный
подход - не слишком ли сложная процедура? Горожане
могут запутаться, а органы, обеспечивающие этот
процесс, умело пользоваться такой ситуацией в своих
целях (ускорить или замедлить за небольшую плату).
- Считаю, что не сложная.
Введение стандарта необходимо для расчета субсидии
на оплату жилищных и коммунальных услуг малообеспеченным
гражданам. Людям не надо самим производить какие-либо
сложные расчеты. Определив сумму расходов на квартплату,
они должны будут обратиться в центр субсидий по
месту жительства, где все остальные расчеты произведут
специалисты.
Что же касается второй части вопроса, то любую здравую
идею можно довести до абсурда плохим исполнением.
Недобросовестность чиновников - тема отдельного
разговора и к рассматриваемому законопроекту не
имеет прямого отношения.
- Олег Евгеньевич,
не кажется ли Вам, что появление этого закона именно
сейчас связано с предстоящими выборами, что он носит
рекламный характер?
- Выборы у нас как стихийное бедствие. Но почему
во всем надо видеть заговор или рекламный трюк?
Давайте представим себе, что выборов сейчас нет.
Дума принимает хороший закон, позволяющий оказать
существенную материальную поддержку тысячам московских
семей. Что здесь плохого? Я, например, ничего плохого
не вижу. Другая ситуация в русле вашей логики: грядут
выборы, поэтому хороший закон принимать не нужно.
Но, как бы ни сталкивались эти две ситуации, суть
в другом. Московская власть работает постоянно,
в любое время года, при любой погоде, и принимает
законы, улучшающие жизнь москвичей, вне зависимости
от каких-либо политических игр. К тому же надо отметить,
что выборы в Московскую городскую Думу пройдут только
в конце 2005 г.
Подготовил А.
Михайлов