В советское время отношение к утилизации отходов не было однозначным. С одной стороны, каждого гражданина с юных лет приучали сдавать макулатуру и металлолом, все взрослое население не гнушалось сбором стеклотары, а в каждом подъезде стояли ведра для пищевых отходов, содержимое которых ежедневно отправлялось на подмосковные свинофермы. С другой — в стране не было построено ни одного мусоросжигательного завода, перерабатывающая индустрия находилась на средневековом уровне. За многие десятилетия когда-то плодородные поля Подмосковья превратились в зловонные хранилища отходов и теперь являются источником угрозы экологической катастрофы для миллионов людей.
По расчетам специалистов, из 5 000 000 т бытовых отходов, которые образуются в Москве, 50% реально подвергнуть сортировке, а оставшиеся объемы отправлять на мусоросжигательные заводы. Вот почему город внедряет систему раздельного сбора мусора, и в этом процессе участвуют уже 34 района столицы. По информации руководителя Комплекса городского хозяйства П.Н. Аксенова, в жилом секторе этих районов установлен 2701 специальный контейнер для раздельного сбора вторичного сырья, организована работа 212 мобильных и 60 стационарных пунктов приема отходов. В настоящее время в столице эксплуатируются два мусоросжигательных завода — в Алтуфьево и Руднево. В стадии реконструкции находятся еще два аналогичных завода, в проекте — введение еще одного. Заработав в полную мощность, эти предприятия смогут сжигать почти 70% всего мусора.
По словам П.Н. Аксенова, сделаны определенные шаги в развитии авторециклинга — утилизации старых автомобилей. В Москве создано специализированное предприятие, которое координирует деятельность фирм, занимающихся транспортировкой и переработкой брошенных автомобилей. Недавно начал работу комплекс по переработке изношенных автопокрышек в резиновую крошку, из которой изготавливаются дорожные плиты для трамвайных и железнодорожных переездов, а также современное покрытие для спортивных и детских площадок. Кроме того, в Москве и Московской области существуют производственные мощности по переработке моторных масел, аккумуляторных батарей, фильтров, стекла и других отходов, образующихся при утилизации транспортных средств. Однако у авторециклинга в нашей стране существует и немало проблем. По сравнению с западными странами сегодня доля утилизации отходов автомобилей в России невелика, причина — высокие транспортные издержки и отсутствие законодательной базы.
Как сказал П.Н. Аксенов, если еще несколько лет назад перед городом остро стоял вопрос создания перерабатывающих мощностей, то сегодня он практически решен. Остается человеческий фактор. Насколько успешно будут реализованы проекты, связанные с внедрением современных технологий сбора и утилизации бытовых отходов, во многом зависит от населения, от готовности москвичей сотрудничать с властями города, от осознания жителями неизбежности и позитивности грядущих перемен.
Наш корр.