газета "На Варшавке"
№ 1-2 (63-64) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2003
 
 
УБИЙЦА НА СВОБОДЕ
ИЛИ ПОЖИЗНЕННОЕ ДЛЯ НЕВИНОВНОГО?
Почти десять лет прошло с того момента как был принят закон о суде присяжных, однако дело ограничилось лишь экспериментом в девяти субъектах Российской Федерации, где этот суд существует. Москва в их число не вошла. Сегодня положение меняется. В столице утверждены списки граждан, которым предстоит решать — виновен или невиновен обвиняемый — главный вопрос в уголовном суде, ответ на который определяет судьбу человека. О том, что ждет город после введения самой демократической формы осуществления правосудия, нашему корреспонденту рассказал вице-спикер Московской городской Думы Олег Бочаров.

 — Олег Евгеньевич, Вы как заместитель председателя Московской городской Думы курируете вопросы судебной реформы и деятельности правоохранительных органов. Как Вы оцениваете введение в Москве суда присяжных?
 — Прежде всего нужно отметить, что этот институт конституционный и, как бы к нему ни относились, все должны соблюдать высший закон страны. Если гражданину предоставляется право на рассмотрение его дела судом присяжных, то это право должно быть обеспечено государством. Мое мнение как юриста — такой суд, безусловно, должен существовать. Убежден, что это действительно высшая форма демократического судопроизводства, так как именно народ будет решать вопрос о виновности или невиновности подсудимого.
 
— В чем позитивное отличие суда присяжных от простого суда? Почему люди «с улицы» лучше профессиональных судей?
 — Так вопрос ставить нельзя — кто лучше, а кто хуже. Федеральные судьи — люди, честно выполняющие свой долг, хорошие профессионалы, нет оснований говорить, что они плохо работают. Рассматривать этот вопрос, на мой взгляд, нужно в другой плоскости. Сначала разберемся, что же такое суд присяжных.
 
— И что же это?
 — В соответствии с законодательством утверждаются списки присяжных заседателей и в случае, когда обвиняемый требует слушания его дела в суде присяжных, 12 человек из этого списка осуществляют правосудие в конкретном судебном уголовном процессе. После того, как в прениях выступят обвинение и защита, председательствующий на заседании судья (кстати, профессиональный) ставит перед коллегией присяжных три вопроса: доказано ли, что деяние имело место? доказано ли, что деяние совершил подсудимый? виновен ли подсудимый? После этого они должны вынести свой вердикт.
 
— И в чем же преимущество?
 — Преимущество в том, что появляется истинная состязательность сторон — один из главных принципов при осуществлении правосудия. Обвинение должно представить стопроцентные улики, изобличающие преступников, а защита, в свою очередь, привести убедительные доводы для снятия обвинения. Присяжных трудно заподозрить в какой-либо ангажированности, предвзятости или подкупе. У них нет начальников. При соблюдении всех норм процессуального законодательства их вердикт нельзя будет опротестовать как необоснованный и незаконный. Отменить решение присяжных практически невозможно. Поэтому государство в лице обвинителя должно максимально повысить качество своей работы.
 
— Но все-таки давление на присяжных возможно и кто-то из них может «сломаться»?
 — Допускаю такое. Но все же их 12 и, получив статус присяжных, они приобретают все атрибуты судей, предусмотренные законом, в том числе и защиту. Подкупить или запугать всех присяжных, думаю, невозможно. К тому же все они — разные люди, внутренние установки одного будут «противовесом» мнению другого. Именно в этом гарантия независимости такого суда.
 
— Хорошо. Демократическая процедура, независимый суд. Но одним из аргументов критикующей стороны является тот факт, что с введением суда присяжных идет вал оправдательных приговоров. Действительно ли это обратная сторона медали?
 — Статистика показывает, что в регионах, где действует суд присяжных, количество оправдательных вердиктов высоко. Бытует мнение, что пропала превентивная функция уголовного закона, что преступнику достаточно попасть в суд присяжных и он избежит наказания. Это неверно. Понятно, очень трудно признавать свои недоработки, явные ошибки в ходе следствия. Нередко основной мотив обвинительного заключения: дыма без огня не бывает, поэтому сажать надо в любом случае. Но ведь такая позиция развращает власть и повышает шансы невиновных оказаться за решеткой. Как следствие — недоверие людей к государству. Считаю, что пришло время ломать стереотип об оправдательном приговоре как о плохом. В этом нет ничего страшного. Не доказана вина — человек свободен.
 
— Олег Евгеньевич, давайте поговорим теперь об организационной стороне вопроса. Сколько надо Москве присяжных, кто будут эти люди? Не станут ли они «кивалами» — так называли народных заседателей?
 — Здесь много сложностей. Мы уже говорили, что присяжные заседатели будут отбираться путем жеребьевки из списков, которые были подготовлены к выборам. Здесь все нормально. Проблемы начинаются на стадии принятия решения присяжным заседателем при участии в конкретном деле. Конечно, есть процент людей (и он, к сожалению, велик) кому все «до лампочки». Моя хата с краю... Но и те граждане, кто внутренне готов исполнять эти обязанности, кому небезразлично, что происходит вокруг, отказываются. Причина, увы, банальна — материальный фактор. Думаю, немного найдется руководителей (особенно малых предприятий, где сказывается потеря каждого сотрудника), которые согласятся с тем, что их работники станут судьями. Законен их вопрос: «А кто работать будет?». Соответственно, будут созданы все условия, чтобы или уволить или создать им невыносимые финансовые условия, обосновывая это тем, что «ты теперь работаешь в суде, там и получай зарплату».
 Поэтому здесь я предвижу большие сложности. Москве для судов всех уровней нужно порядка 150 тысяч присяжных. И мне кажется, что опять, как и в народные заседатели, придут люди старшего возраста, которых прозвали «кивалами». Но «кивали» они не в знак тотального соглашательства, а по причине быстрой физической усталости, подремывая на процессе.
 
— Какой выход Вы видите, чтобы исправить положение?
 — Пока ничего исправлять не нужно. Все только начинается. Для того чтобы вносить какие-либо коррективы, необходимо проанализировать опыт. Все, что потребуется от Московской городской Думы, сделаем. Соберем депутатские слушания, пригласим все заинтересованные стороны. Нужно будет решение на федеральном уровне — выйдем с законодательной инициативой в Госдуму. Но, конечно, усилий одной Мосгордумы недостаточно. Необходимо тесное взаимодействие всех ветвей власти. Мы продекларировали, что строим правовое государство. Создание суда присяжных — один из шагов в этом направлении. Безусловно, на этом пути неизбежны болезненные моменты, но если ничего не делать, то ничего и не получится. Поэтому будем работать. Не бывает нерешаемых задач.

Официальный сайт депутата МГД Олега Бочарова находится по адресу: http://www.olegbocharov.ru
 
 

 

Другие публикации в Перекрестке:
«ВАРШАВКА» СНОВА ЛУЧШЕ ВСЕХ
ПРЕФЕКТ ДЕЛИТСЯ ПЛАНАМИ

КОМПЬЮТЕРЫ — ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ
 


 
Rambler's Top100
 
 
 
   
   
© Редакция газеты "На Варшавке"   
na-warshavke@yandex.ru   
    

 

Hosted by uCoz