Недавно
принятый Московской городской Думой закон, регламентирующий
деятельность добровольных народных дружин, по мнению
депутатов, может возродить некогда распространенное
народное движение. Сегодня мы беседуем с главным идеологом
и разработчиком документа, вице-спикером Мосгордумы
Олегом Евгеньевичем БОЧАРОВЫМ.
— Олег Евгеньевич, с чем, по
Вашему мнению, связан фактический закат ДНД в конце
1980-х — начале 1990-х гг.?
— Главная причина — общая ситуация в стране на
тот момент. «Перестраиваясь», общество отвергало все
достижения, идеи и принципы нашего государства. Даже
то, что было со знаком плюс, стало считаться «совковым»,
а значит — неэффективным. Конечно же, и в самой добровольной
народной дружине было не все гладко. Заформализованный
подход, дежурства с повязкой на рукаве, похожие на прогулки,
стимул «дополнительного выходного дня», превращенный
в главный аргумент участия в работе дружины, плюс недоверие
и насмешливое отношение со стороны населения — все это,
усугубляющееся деградирующей идеологией, привело к закату
дружины. Были потеряны ориентиры, разрушены их нравственные
основы. Я думаю, что в тех условиях их было уже не спасти.
— Какими законами регламентировалась
работа дружин в прошлые годы?
— История народной дружины
насчитывает уже более 100 лет, а первые нормативные
документы появились еще в царской России. Так, в 1912
г. действовала «Инструкция для членов народной охраны»,
принятая в целях обеспечения безопасности пребывания
Их Императорских Величеств в городе Москве, а уже в
1913 г. был утвержден устав Добровольной Народной Дружины.
В советское время, в 60-е годы, создание добровольных
дружин считалось инициативой ленинградских рабочих,
решивших своими силами бороться с хулиганством. На сегодняшний
день дружина действует на основе Временного положения,
утвержденного Правительством Москвы еще в 1994 г., —
этого явно недостаточно для правовой регламентации деятельности
ДНД. Поэтому и был разработан проект Закона города Москвы
«О Московской городской народной дружине».
— Кто был инициатором
разработки закона?
— Сама жизнь. К середине
90-х годов стало понятно, что нужно возрождать добровольные
народные дружины. Были попытки принятия такого закона
на федеральном уровне, Правительство Москвы приняло
соответствующее постановление. После принятия в марте
2001 г. Закона города Москвы «Об участии жителей Москвы
в охране общественного порядка», который определил правовые
основы участия граждан в обеспечении правопорядка, Московская
городская народная дружина была названа в качестве одной
из основных форм такого участия, и необходимость в специальном
законе о дружине стала очевидной. Поэтому мной был разработан
этот закон и в середине 2001 г. внесен на рассмотрение
в Мосгордуму.
— Как в результате чтений
изменялся закон?
— Уже тот факт, что
прошел год с момента внесения закона в Думу, говорит
о многом. Но так и должен рождаться настоящий правовой
акт. На комиссиях и заседаниях Думы проект жестко дебатировался.
Было внесено множество поправок. Некоторые из них были
мной учтены, они действительно усилили закон, сделали
его качественней. Много было поправок, с которыми я
не мог согласиться, они меняли концепцию закона. Моя
позиция оставалась твердой, и мне удалось отстоять ее.
Закон получился хороший. Все его положения соответствуют
реалиям сегодняшнего дня, и, я думаю, людям с ним будет
легко работать.
— В чем принципиальные отличия
нового закона?
— Первое и, наверное,
самое важное — это то, что закон устанавливает организационно-правовую
форму народных дружин в виде государственно-общественного
объединения. Это значит, что граждане по своей доброй
воле объединяются для достижения общих целей и защиты
своих интересов под руководством государства. Ведь,
согласитесь, общественная безопасность является сегодня
в России темой номер один. Единство целей — залог успеха.
Также в законе определены принципы деятельности народной
дружины, такие как законность, гуманизм, добровольность,
уважение личности, соблюдение прав и свобод человека.
При разработке закона был обобщен и изучен весь предыдущий
опыт, велись рабочие консультации с дружинниками — теми,
кто непосредственно работает на «земле», патрулирует
улицы. Привлекались работники правоохранительных органов
и ветераны движения народных дружин. У меня есть и свой
немалый опыт такой работы — в студенческие годы я был
командиром дружины нашего института.
— Многие дружинники сетуют
на отсутствие формы и спецсвязи. Будут ли урегулированы
эти вопросы в будущем?
— В статье закона прямо
записано, что выделяемые на ДНД средства направляются
в том числе и на приобретение форменной одежды, специального
оборудования, индивидуальных средств защиты. Так что
со временем все эти вопросы будут решены. Сейчас имеются
временные трудности, но, убежден, они преодолимы.
— По какому принципу
будут формироваться народные дружины?
— Главный принцип —
добровольность. Никого нельзя принудить к участию в
работе дружины. Чтобы стать дружинником, нужно быть
гражданином России в возрасте от 18 лет и старше, соответствовать
моральным принципам и физическим нормам. Для тех, кто
хочет вступить в народную дружину, предусмотрен испытательный
срок, после которого гражданин приобретает статус народного
дружинника. Конечно же, возникает вопрос: неужели все
могут получить этот статус? Безусловно, есть ограничения.
Дружинниками не могут быть граждане, имеющие судимость,
состоящие на учете в ПНД, наркоманы и алкоголики, граждане,
признанные по решению суда недееспособными, имеющие
административные взыскания, физические недостатки, а
также не имеющие регистрации по месту жительства в Москве.
— Какие права будут иметь
дружинники?
— Народный дружинник
при исполнении им обязанностей по охране общественного
порядка имеет право требовать от граждан соблюдения
общественного порядка, оказывать содействие сотрудникам
милиции в проверке документов, в доставлении нарушителей
в отделение, а при активном их сопротивлении применять
к ним физическую силу — конечно, в пределах права на
необходимую оборону. В отсутствие работников милиции
дружинники имеют право изымать у нарушителей орудия
совершения правонарушений, участвовать в оцеплении и
другое
— Обязательно ли присутствие
сотрудника милиции в составе ДНД?
— Закон этого не требует.
Основная цель, для которой и создается дружина, — это
содействие органам власти в обеспечении общественного
порядка. И главное здесь — информация. Деятельность
дружинников не должна подменять деятельность сотрудников
правоохранительных органов. Выслеживать преступников,
сидеть в засаде и снимать отпечатки пальцев им не нужно.
Основная задача дружинника — зафиксировав правонарушение,
проинформировать об этом милицию и по возможности пресечь
или локализовать противоправную деятельность. Но, повторяю,
главное — информирование. Поэтому нет необходимости
в присутствии сотрудника милиции в составе ДНД. С другой
стороны, при необходимости милицейский патруль вполне
может быть усилен дружинниками.
— Вероятно, дружинникам
понадобится специальная физическая и юридическая подготовка.
Где они смогут получать необходимые знания?
— Обязательно понадобится.
Организация таких занятий будет возложена на штабы народных
дружин. Во-первых, у штаба будет свое помещение, где
можно организовать занятия по юридической подготовке.
Во-вторых, один из путей решения этой проблемы я вижу
во взаимодействии с органами внутренних дел. Сейчас
в системе МВД 75% личного состава имеет стаж службы
до трех лет, приходит и новое пополнение. Для них должна
проводиться такая учеба. Не думаю, что если в каждую
группу включить по 3–5 дружинников, это сильно осложнит
учебный процесс. С занятиями по физической подготовке
сложнее, но драматизировать ситуацию не стоит. Убежден,
когда реальную отдачу от работы дружин почувствуют все,
помогут и городские власти и МВД.
— Планируется ли поощрение
дружинников?
— Прежде всего, надо
сказать, что самой большой наградой людям, несущим эту
нелегкую вахту, будет наше человеческое спасибо. Ведь
в этом-то и заключается смысл работы в дружине, что
идут в нее не за деньги или льготы, а по зову сердца
граждане, неравнодушные к чужой беде. Конечно, меры
поощрения, которые сможет применять штаб дружины, будут.
Органы государственной власти и местного самоуправления,
правоохранительные органы, руководители организаций
в пределах своих полномочий могут применять различные
меры морального и материального поощрения в отношении
дружинников. Такие же меры могут применяться и в отношении
руководителей организаций, оказывающих содействие работе
народных дружин. Что касается зарплаты, то она выплачивается
только работникам аппарата Московского городского штаба.
За особые заслуги в деле охраны общественного порядка
и проявленные мужество и героизм народные дружинники
могут быть представлены к государственным наградам Российской
Федерации и города Москвы. К льготам можно, наверное,
отнести и право на бесплатный проезд на всех видах городского
общественного транспорта в пределах города.
Подготовил Дмитрий Дунько |