Публикации тех лет проникнуты наивным
убеждением, что человек может все, даже перебороть
свою природу и изменить свой характер. С помощью
этих материалов мы попытались воссоздать атмосферу
тех лет, хотя бы отчасти реконструировать уклад
жизни людей. Ведь люди эти - наши деды и отцы. Это
их лица смотрят на нас со щедро подретушированных
фотографий. Думается, это будет весьма поучительное
чтение и для молодежи. Ведь "поколение пепси" не
может представить себе жизни без плеера, видео,
холодильника, телевизора, стиральной машины и множества
других бытовых приборов, которые нас окружают.
Чем же люди тогда занимались, что
делали в свободное время? Во-первых, как правило,
тяжело и много работали, во-вторых, многие еще и
учились, в-третьих, уйму сил и времени отнимали
домашние дела, походы по магазинам и постоянная
необходимость что-то "доставать" (словечко, надо
надеяться, навсегда покинувшее нашу речь). Доставать
нужно было все - от продуктов до одежды, от мебели
до бытовой техники. Причем дефицит касался не только
мира материального, но и сферы духовной - книги,
билеты на премьеру, пластинки тоже надо было доставать.
По наблюдениям, в те годы люди больше, чем сейчас,
читали, чаще ходили в гости (ведь телефон был далеко
не у всех). Практически все женщины занимались рукоделием,
обшивая и обвязывая членов семьи. Мужчины в своей
массе были более домовитые и хозяйственные - могли
не только гвоздь в стенку вбить, но и мебель для
дома соорудить. Дети - послушные, все как на подбор,
пионеры и хорошо учились. Впрочем, кажется, это
уже мифы о далеких 1960-х...
Предоставляем вам, дорогие читатели,
возможность попробовать разобраться в этом самим.
Секрет воспитания
Характер и привычки, стремления
и запросы детей зависят в первую очередь от воспитания
в семье. Любой матери нетрудно воспитать своего
ребенка чутким и отзывчивым к окружающим. Пусть
лишь следит, чтобы у него не появлялись в характере
черты себялюбца. Пусть приучает ребенка охотно делиться
с братом или сестрой различными вещами. Пусть пошлет
сынишку навестить товарища, помочь ему в беде. Пусть
мать не позволяет насмехаться над ребятами, имеющими
какие-либо физические недостатки (над заикой, хромым
и т. д.). Так исподволь и будут укореняться у ребенка
черты чуткого, отзывчивого человека. Порой соберутся
женщины, и давай судачить о соседях, обо всех, кто
на глаза попадается. А того не замечают, что около
них девочка или мальчик вертится. Невдомек этим
матерям, что не все разговоры при детях вести следует.
Не приходится после этого удивляться, что иной школьник
скажет грубость взрослому, о котором он слышал неодобрительные
высказывания у себя дома. Правильно поступают те
женщины, которые не позволяют, чтобы глубокое материнское
чувство ослепляло их, чтобы они были как бы в подчинении
у своих детей.
Настоящая родительская строгость
и грубость не одно и то же. Кто хочет воспитать
своих детей хорошими людьми, должен уважать ребенка
и как можно больше требовать от него, чтобы он был
аккуратен, бережлив, помогал по хозяйству, был чуток
к товарищам и взрослым, чтобы он хорошо учился.
Мать или отец могут говорить подростку: "Я люблю
и уважаю тебя, поэтому и требую: будь правдив, хорошо
учись и трудись, уважай старших, береги свою честь,
честь советского человека, честь семьи!"
Полезны ли куриные яйца детям?
Яйца - весьма ценный пищевой продукт.
В яйце содержится кальций, фосфор, железо и много
витаминов А и Д - вещества, необходимые для детского
растущего организма. В желтке яйца лецитина содержится
больше, чем в икре, молоке и масле. Белок яйца,
сваренный вкрутую, долго и трудно усваивается, а
в сыром виде совсем не усваивается. Яйца, безусловно,
полезны детям, но нельзя злоупотреблять ими. В день
рекомендуется давать детям 1-2 яйца, причем часть
из них - в кушаньях.
Яйца водоплавающей птицы - гусей
и уток - часто содержат вредные для человека микробы,
поэтому предварительно их необходимо хорошо прокипятить
в течение 10-15 минут. Эти яйца можно класть в мучные
изделия, но нельзя готовить из них яичницу, омлет,
запеканку, кремы, мороженое.
О художественном вкусе в быту
Приходилось вам задумываться над
тем, что такое вкус? Почему один вкус хорош, а другой
плох? Имеются ли у вкуса какие-либо объективные
основы, и в чем они заключаются?
Художественный вкус есть способность
отличать красивое от некрасивого, настоящую красоту
от фальшивой красивости. Как и всякая способность,
вкус может развиваться, и его можно воспитывать.
Прежде всего надо отметить, что у любого предмета
красота никогда не должна мешать его назначению,
препятствовать употреблению этого предмета. Удобство
и полезность являются непременными спутниками подлинной
красоты во всем, чем пользуется человек. Без этого
красивый предмет делается бессмысленным и производит
такое же неприятное впечатление, как глупый красавец.
Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными,
нелепыми. Для этого их форма должна отвечать их
назначению. Так, например, ваза для цветов должна
быть такой, чтобы сразу можно было понять по одной
ее форме, без всяких украшений, что в нее надо ставить
цветы, что с цветами она будет смотреться лучше,
что ее нельзя, неудобно употреблять иначе.
Безвкусием отличаются часы в виде
домика, флаконы для духов в виде кошечки, собачки,
мальчика и прочее.
Чтобы приобрести художественное
качество, предмет должен быть не только целесообразно
построен, но и удовлетворять еще двум условиям.
Во-первых, все части предмета должны быть соразмерны,
иначе говоря, пропорциональны друг другу. Даже глядя
на человеческую фигуру, и то мы замечаем, что ее
основные части - туловище, голова, руки, ноги -
не всегда бывают соразмерны между собой. Иногда
мы видим, что руки у человека слишком велики, ноги
коротки, голова мала, плечи узки и т. д. Нередко
встречаются люди, у которых эти недостатки не бросаются
в глаза, малозаметны. Иногда увидеть их можно, только
присмотревшись. Наконец, мы встречаем людей, у которых
все соразмерно. В таких случаях мы говорим, что
люди идеально сложены. То же самое наблюдается и
у вещей.
Во-вторых, надо иметь в виду,
что большое значение имеют линии, образующие контуры
предмета и его частей. В них бывает заложено какое-то
большее или меньшее чувство, и развитой вкус всегда
его воспринимает и правильно определяет.
Любовь к фальшивой красивости,
основанной на бессодержательности изображений и
вызывающей только слащавые чувства по поводу всех
этих маркизов, кошечек, бантиков, цветочков, завиточков,
весь этот мещанский вкус, к сожалению, держится
в быту еще крепко.
Большое значение моды заключается
в том, что она удовлетворяет потребность в художественном
разнообразии быта. Поэтому мода не может быть мерилом
красоты. Наоборот, ее самое следует рассматривать
с точки зрения требований художественности. Так,
например, несколько лет назад у нас была мода на
черную пятку на чулках, что было не только некрасиво,
но просто безобразно.
Недавно распространилась женская
мода - носить брюки вместо юбок. В условиях какого-либо
специального вида труда или спорта, где этого требуют
соображения удобства и практичности, такая замена
может быть естественной, но и только. В большинстве
же случаев женщина, одетая в мужские брюки, много
теряет в отношении красоты пропорций и силуэта фигуры.
Теряет она также и в отношении возможности разнообразить
свою одежду, комбинировать цвета и узоры тканей,
варьировать фасон.