«Я специально распорядилась в первые дни не наказывать учеников за опоздания на уроки, ведь школа только открылась, и ребятам пока еще трудно ориентироваться в здании», — объяснила ситуацию И.С. Балашова. В просторном кабинете директора обращает на себя внимание лежащий на столе огромный символический ключ от новой школы, а также отсутствие вымпелов, кубков, грамот, что и не удивительно — история школы только начинается.
— Ирина Семеновна, 1 сентября в столице открылись 15 новых образовательных учреждений — это рекордный показатель за последние годы. Какова необходимость открыть школу именно в нашем районе?
— В последние годы Нагорный район очень изменился. На месте старых пятиэтажек выросли новые 12–14-этажные дома и увеличилось количество жителей. Но это не самое главное. В последние 10–15 лет интерес к отечественной истории заметно упал. Переписывались учебники, менялись взгляды учителей, выпускники школ предпочитали поступать в экономические и юридические вузы. Вопрос стал настолько актуальным, что не так давно обсуждался на встрече президента страны с ветеранами, которые сетовали главе государства на отсутствие патриотической работы в большинстве школ. Учитывая это, при содействии автора многих школьных учебников по истории академика Сергея Ивановича Козленко было решено открыть нашу школу. Мы получили статус Центра исторического образования, школы с углубленным изучением гуманитарных предметов. Весьма символично, что открытие школы состоялось в преддверии празднования 60-летия Победы, думаю, в следующем году у нас пройдет немало мероприятий, посвященных этой дате. Нами заключен договор о сотрудничестве с Российским государственным гуманитарным университетом (бывшим Московским государственным историко-архивным институтом), надеюсь, что после окончания школы у наших выпускников не возникнет проблем с поступлением в вузы.
— Открытие школы — большое событие, однако неизбежны и определенные трудности. Так, незнакомым ребятам надо найти общий язык, подружиться, а это порой бывает сложно, особенно в старших классах.
— Эту проблему мы постарались решить еще до начала занятий. Дело в том, что прошедшие собеседование учащиеся с готовностью откликнулись на нашу просьбу помочь подготовить школу к 1 сентября. Старшеклассники помогали расставлять мебель, мыть полы, окна и т. д. Вместе с ребятами трудились и родители, на помощь которых мы также рассчитывали. В результате совместной работы не только познакомились, но и подружились. Всех ребят по именам я пока, конечно, не помню, но кто в каком классе — знаю. Привлекая ребят к общественно — полезной деятельности, мы решили проблему вандализма — у наших учеников не поднимется рука, чтобы испортить то, что было отмыто, покрашено, сделано собственными руками.
— А как решалась проблема подбора кадров? Ведь известно, что в столице не хватает более 2000 учителей.
— По-разному. Вывешивали объявления о вакансиях в Интернете, обращались к коллегам, в педагогические вузы. В результате добились, что у нас не только полностью укомплектован штат, но и работают пять молодых специалистов, хотя хорошо известно, как трудно сегодня уговорить выпускника института пойти работать в школу. По статистике, только шесть процентов выпускников педагогических вузов работают по специальности. Но у нас ситуация иная. Вчерашние студенты почувствовали, что наша школа является перспективной и работать здесь, несмотря на небольшие оклады, интересно и увлекательно. Трудности могут возникнуть через год, когда школа заработает в полную силу — сейчас в ней учится вдвое меньше положенного числа учащихся, но мы обязательно постараемся решить эту проблему.
— А что если ученик, отучившись в школе несколько лет, поймет, что тяготеет не к истории, а к точным наукам?
— На третьей ступени обучения (9–11 классы) для учащихся будут составляться индивидуальные учебные планы. Любит точные науки — пожалуйста, отведем ученику больше часов для занятия математикой, физикой, информатикой.
— Среди гуманитариев всегда было больше девушек. Не боитесь демографической проблемы?
— Пока в нашей школе другая проблема: юношей, особенно в старших классах, намного больше, чем девушек, — соотношение 22 к 4. Этот феномен еще предстоит изучить.
— Каждая школа имеет свою историю, свои традиции. Вам же предстоит все начинать с нуля...
— Безусловно, мы будем создавать на базе школы музеи, студии, секции, кружки и многое другое. Большая работа ведется уже сегодня. Так, одна семья, проживающая в Нагорном районе, многие годы собирала материалы по истории Южного округа, у нее сформировался уникальный фотоархив, есть много других интересных документов. Эта семья любезно согласилась поделиться с нами материалами. Работаем мы над созданием Музея боевой славы — в этом нам окажет помощь районный Совет ветеранов. Кроме того, благодаря сотрудничеству с музеем Царицыно будем возрождать при школе старинные ремесла, старшие ребята станут участвовать в светских раутах, устраиваемых в Екатерининском дворце.
 | |
Фото: Дмитрий Дунько | |
В ближайшее время пройдут выборы в Совет школы, который наравне с администрацией будет участвовать во всех делах нашего учебного заведения.
— В связи с последними трагическими событиями в Москве и Беслане остро встает проблема безопасности. Как решается этот вопрос в вашей школе?
— Мы заключили контракт с ЧОПом. Весь день в здании дежурит охранник, ночью — двое. К сожалению, пока нет средств на установку тревожной кнопки для связи с милицией. Будем думать, как решить этот вопрос. Кроме того, было бы хорошо, если бы сотрудники милиции организовали патрулирование пришкольной территории, особенно в вечернее и ночное время. Мы также надеемся на помощь управы района.
Прощаясь, И.С. Балашова пригласила на День знаний в следующем году: «В этом году на торжественной линейке 1 сентября выступали воспитанники школы искусств из соседнего района, но я верю, что у нас учится немало талантливых ребят, и через год мы подготовим программу не хуже».
Д. Спасский