Казалось бы, не должно быть никакой
разницы между кражей телевизора, денег или автомобиля.
Вор - он и в Африке вор. Но в нашей стране для автомобильных
воров существуют лазейки. Используются они столь широко,
что являются уже и не лазейками, и не лазом, а хорошо
освоенными преступным миром дорогами.
Российский уголовный кодекс трактует
хищение автомобиля как собственно кражу (ст. 158 -
"Кража", читай - тайное хищение чужого имущества)
или угон (ст. 166 - неправомерное завладение автомобилем
без цели хищения). То есть если у вас вынесли из квартиры
телевизор или шубу, закон утверждает: это кража. Скажет
преступник, что он взял просто "погонять" телевизор
- чтобы посмотреть футбольный матч, или шубу - чтобы
согреться? Если только решит разыгрывать из себя умалишенного.
А вот при задержании автомобильного
вора необходимо доказать, что он украл машину, а не
взял ваше авто на время - "покататься"!
Профессиональные автоворы превращаются
в относительно безобидных угонщиков, получают меньшее
наказание, чем заслужили, и вскоре возвращаются к
своему "бизнесу".
Такое положение вещей время от времени
вызывает жаркие дискуссии и рождает законодательные
инициативы, направленные на ужесточение ответственности
за воровство автомобилей, а то и вовсе исключение
из УК 166-й "угонной" статьи.
МВД России пару месяцев назад озвучило
свое крайнее недовольство наличием в уголовном законодательстве
такой "вредной и нелогичной" статьи, как "угонная".
Региональные депутаты из Иркутска, Калининграда, Иванова
и Кемерова не раз предлагали Госдуме жесткие "автомобильные"
поправки в УК. Однако эти идеи поддержки на федеральном
уровне не встретили.
Не так давно вице-спикер Мосгордумы
Олег Бочаров также выступил против "угонной" статьи,
сочтя ее "фактически узаконенной возможностью избежать
ответственности за кражу в случае задержания".
- За последние годы в Москве сотни уголовных дел о
кражах автомашин были переквалифицированы на ст. 166
только на основании показаний задержанных с поличным
граждан: они, дескать, взяли чужое авто "покататься",
"доехать до дома" или "довезти девушку"! При этом
без юридической оценки остался тот факт, что все угнанные
машины имели высокую степень защищенности, а также
то, что у задержанных изымали хитроумные приспособления
и отмычки для проникновения в автомобиль, - рассказывает
Олег Евгеньевич. - Пока в действующем УК существует
"лазейка", позволяющая переквалифицировать тяжкое
преступление (кражу) на нетяжкое (угон), криминальный
автобизнес будет и дальше получать огромный доход,
а тысячи граждан, ставших жертвами преступников, не
смогут рассчитывать на справедливое наказание ворам
и возмещение материального ущерба.
По мнению оппонентов Олега Бочарова,
изъятие "угонной" статьи приведет к тому, что автомобильные
воры вообще сделаются неподсудны, поскольку "доказать
кражу, то есть то, что злоумышленник сел в чужое авто
ради наживы, в 9 случаев из 10 невозможно". Кроме
того, они считают, что надо повышать профессионализм
следственного аппарата, для чего необязательно менять
УК РФ.
Кто же возразит против "повышения
профессионализма"? Однако сами сотрудники МВД уверяют,
что "угонная" статья фактически стоит на службе криминального
автобизнеса, ставшего неотъемлемой частью организованной
преступности, вооруженной, технически оснащенной,
с четким распределением ролей, системой противодействия
правоохранительным органам (в т. ч. использованием
несовершенства законодательства) и налаженными способами
легализации и сбыта автомобилей в России и за ее пределами.
Имеются примеры того, как жесткое законодательство
позволяет бороться с автоворами: в Узбекистане c 1991
года кража автомобиля карается лишением свободы на
срок от 3 до 15 лет. В результате количество краж
сократилось с 1555 в 1991 году до 290 в 2002 году.
В нашей стране, по данным МВД, в
2000 году было зарегистрировано почти 50 тысяч краж
автомашин и чуть более 26 тысяч угонов. В 2003 году
число краж перевалило за 70 тысяч, угонов - за 52
тысячи. Москва по числу жертв автомобильных воров
- впереди России всей. В прошлом году почти 17 000
столичных автовладельцев лишились машин, а в первом
квартале 2004 года - уже 3400. Проблема "украл" или
"угнал", поднятая сейчас московскими депутатами, актуальна
для всех автовладельцев. И они с нетерпением ждут,
когда их интересы будут надежно защищены на уровне
федерального законодательства.
А как у них?
В Великобритании применяется так
называемая СХЕМА-25 и ее разновидности. На переднем
и заднем стеклах автомобиля наклеиваются специальные
символы, указывающие на то, что данный автомобиль
не должен эксплуатироваться от полуночи до 5 часов
утра, либо водитель автомобиля не может иметь возраст
менее 25 лет (эти параметры установили на основе исследований,
в результате которых было выяснено: 90% угонщиков
моложе 25 лет, в то время как 77% потерпевших были
старше 25 лет). При наличии данных меток полицейские
останавливают и проверяют те автомобили, водители
которых явно моложе 25 лет, либо машины, которые не
должны использоваться в ночное время суток. Итог:
автомобильные воры предпочитают не угонять транспортные
средства, участвующие в программах предотвращения
краж.
Подготовила И. Шевченко
|