Принципиально новой формой управления
в хозяйственной практике стали товарищества собственников
жилья, которые создаются в основном в домах-новостройках,
возведенных за счет собственных средств населения,
приватизированных домах ведомственного жилищного фонда
и домах жилищно-строительных кооперативов. Они на
практике апробировали созданное для этого правовое
поле.
Сегодня товарищества имеют практические
навыки работы с населением управляемых ими домов,
с местными и городскими органами власти, в результате
чего постепенно складывается свое видение проблем
управления жилищно-коммунальным хозяйством. Казалось
бы, все сделано для реформирования жилищно-коммунального
комплекса, осуществления здесь рыночных преобразований.
Но анализ показывает, что структура управления и обслуживания
жилья осталась в городе на прежнем уровне, когда практически
весь жилищный фонд принадлежал государству, управлялся
и обслуживался централизованно через традиционные
производственные управления, тресты и жилищно-эксплуатационные
участки.
Создание новых структур - Дирекции
единого заказчика и служб заказчика - к сожалению,
существенно не изменило ситуацию. Появились дополнительные
посредники, унитарные предприятия, размещающие основной
объем работ в тех же муниципальных предприятиях. Как
следствие, монополия на рынке обеспечения населения
жилищно-коммунальными услугами сохраняется до сих
пор. Неудивительно, что сегодня, когда большая часть
жилья принадлежит гражданам, товариществами собственников
жилья обслуживается и управляется лишь небольшая часть
жилищного фонда столицы.
Поэтому по-прежнему одним из важнейших
вопросов, который стоит перед местными властями, является
вопрос о разграничении функций между собственником
и управляющей организацией, что обеспечит переход
к профессиональному управлению и обслуживанию жилищного
фонда уже в ближайшие годы.
Кому же выгодна неразвитость ТСЖ?
Почему даже в новостройках товарищества жильцов создаются
далеко не всегда? Прежде всего, это выгодно обслуживающим
организациям, которые имеют огромный объем работ по
расценкам, в определении которых они сами принимают
участие. Они вывозят мусор, ремонтируют и обслуживают,
при этом сами определяют и оценивают выполненные объемы
работ и списывают на них деньги. Проигрывают только
жильцы, оплачивающие услуги и не имеющие возможности
влиять на их качество и количество. Подтверждение
этому есть. Организованные по классической схеме товарищества
собственников жилья, своими силами оказывающие максимально
возможные услуги населению, в том числе дополнительные,
не предусмотренные стандартным перечнем жилищно-коммунальных
услуг, расходуют ровно на треть меньше средств по
сравнению с традиционными жилищно-эксплуатационными
организациями. Другими словами, жильцы сами создают
себе достойные условия для проживания благодаря преимуществам
Товарищества собственников жилья.
Есть ли у рядового горожанина шансы
повлиять на собственную судьбу? В рамках городской
и окружной программы формирования кондоминиумов и
содействия деятельности ТСЖ администрация района активно
занимается этой проблемой, в Чертанове Северном уже
немало положительных примеров, позволяющих смотреть
в будущее с оптимизмом. У нас немало энтузиастов,
не только готовых работать, но и продемонстрировавших
это на практике. Они знают, что и как делать.
Сегодня в нашем районе действуют
7 товариществ собственников жилья; готов пакет документов
для регистрации еще 15 - на базе муниципального жилого
фонда; сформировано 57 кондоминиумов. Конечно, проблем
в их работе немало, но это, безусловно, трудности
"роста". Главное - люди не на словах, а на деле начинают
понимать, что значит быть настоящим хозяином.
Наш корр.
|