Последние
данные были собраны еще при Советском Союзе в 1989
г., то есть 13 лет назад, а мировая практика показывает,
что база статистических расчетов, которая позволяет
ежегодно корректировать данные переписей, рассчитана
на 10-летний период. Сегодня мы живем не только в
другом государстве — России, в стране произошли демографические
процессы, связанные с появлением новых границ, новых
экономических отношений, новых условий жизни. ООН
рекомендует проводить перепись раз в 10 лет, иначе
демографическая карта страны, составляемая на основе
собранной во время переписи информации, начинает сильно
расходиться с реальной действительностью.
Всероссийская
перепись населения, которая пройдет с 9 по 16 октября
2002 г., должна помочь решить эту проблему. Однако
эта кампания станет не просто очередным способом получения
демографической информации. Во-первых, грядущую переписную
кампанию от первой переписи населения, проведенной
в Российской империи в 1897 г., отделяет почти 100
лет, поэтому она в определенной степени дает возможность
оценить итоги демографических процессов ХХ века. А
во-вторых, грядущая перепись является новаторской
как с точки зрения идеологии, положенной в ее основу,
так и с точки зрения методов сбора информации.
В
преддверии переписной кампании 2002 г. был принят
Федеральный Закон «О Всероссийской переписи населения».
Законодателями были закреплены следующие основные
положения, лежащие в основе будущей кампании:
• Перепись основывается на принципах соблюдения прав
человека и гражданина на неприкосновенность частной
жизни и жилища.
• Полученные сведения не могут быть использованы в
целях причинения имущественного и морального вреда
человеку и гражданину, затруднения реализации его
прав и свобод.
• Участие во Всероссийской переписи является общественной
обязанностью человека и гражданина.
Как это будет осуществляться на практике?
Основным
инструментом, с помощью которого первоначально будет
фиксироваться собираемая информация, является переписной
бланк.
Переписной
бланк включает в себя 11 вопросов, касающихся пола,
возраста, гражданского состояния, места рождения,
гражданства, национальности, образования, источников
средств к существованию. Последний вопрос не предусматривает
цифры доходов, необходимо указать только источник
(пенсия, работа на предприятии, иждивение и т.д.).
Кроме основных 11 вопросов, к одной четверти бланков
будет добавлен дополнительный бланк вопросов о конкретном
виде трудовой деятельности опрашиваемого (с указанием
конкретного предприятия), трудовой миграции, поиске
работы и др. Эти данные помогут представить рынок
занятости региона и прогнозировать перспективы его
развития. Заполняться переписной бланк будет только
со слов опрашиваемого. Никакие документы, подтверждающие
предоставляемую информацию, предъявлять не нужно.
Конечно,
многих смущает необходимость давать ответы на вопросы
об источниках средств к существованию, о месте работы,
должности, национальности, гражданстве и семейном
состоянии. Однако все опасения напрасны. Переписные
листы обезличены, в них нет таких вопросов, как «фамилия,
имя, отчество», а также «домашний адрес». Что касается
остальной информации, то Федеральный закон «О Всероссийской
переписи населения» гарантирует гражданам, принявшим
участие в переписи, соблюдение конфиденциальности
предоставленных сведений. Все сотрудники, задействованные
в проведении переписи, будут предупреждены о том,
что распространение собранной информации о конкретных
гражданах повлечет за собой наказание, и дадут подписку
о неразглашении. Доступ к необработанным переписным
листам будет разрешен только ограниченному количеству
сотрудников местных органов статистики.
К
числу новых в переписной анкете относится вопрос о
гражданстве. Также впервые при ответе на вопрос о
состоянии в браке можно будет выбрать вариант «официально
не зарегистрированный брак» — таким образом организаторы
рассчитывают получить информацию о количестве «гражданских
браков», число которых в последние годы значительно
возросло.
Другое
существенное отличие переписи-2002 — это принцип самоопределения
опрашиваемых при предоставлении переписчикам информации.
Особую роль играет этот принцип в вопросе о национальной
принадлежности. Здесь каждый опрашиваемый сам вправе
идентифицировать себя — в переписи будут зафиксированы
все возможные самоназвания. По прогнозам специалистов,
количество таких самоидентификаций составляет 400–500
названий, в то время как основной список, подготовленный
для переписи сотрудниками Института этнологии и антропологии
РАН, включает в себя 158. Кстати, этот список значительно
шире использовавшегося во время предыдущей кампании
в 1989 г.: тогда официальный перечень включал в себя
128 национальностей. Это объясняется тем, что в переписях,
проходящих в Советском Союзе, количество официально
признаваемых народов было резко снижено властями,
пропагандирующими консолидационные процессы в СССР.
Перечень
национальностей для переписи-2002 строится на обновленных
методологических принципах, разработанных сотрудниками
Института этнологии и антропологии РАН. Основная цель
этих изменений — обеспечение прав граждан на самостоятельный
выбор этнической и языковой идентификации и минимизация
помех идеологического, политического и бюрократического
характера при реализации этого права.
Главным
методологическим новшеством переписи 2002 г. станет
учет населения только по постоянному месту жительства.
В соответствии с рекомендациями ООН перепись будет
проводиться по домохозяйствам (а не по семьям), под
которыми понимается определенное количество совместно
проживающих и ведущих общее хозяйство людей. Переписывать
будут всех, даже тех, кто приехал из-за границы и
находится на территории России более шести месяцев,
независимо от наличия регистрации. Если на вопрос
«Считаете ли вы это место жительства постоянным?»
человек ответит утвердительно, его должны обязательно
«переписать».
Также
принципиальным отличием переписи 2002 г. станет особое
внимание к изучению рынка труда, в ходе которого станет
возможным получение данных, определяющих структуру
распределения рабочей силы, выявление числа безработных
граждан, их социального состава и демографических
характеристик. В Москве, например, с этой целью к
одной четверти бланков будет добавлен блок дополнительных
вопросов. В результате у специалистов появится возможность
определить численность экономически активного населения,
что приблизит нас к мировым стандартам в области статистики.
Поскольку
самой главной задачей, стоящей перед организаторами
переписи в городе, является обеспечение участия в
кампании всех жителей столицы, независимо от степени
легальности их проживания на территории города, то
им на выбор предложат несколько форм участия в переписи.
Во-первых, переписной бланк можно будет заполнить
с помощью переписчика, не выходя из дома. Во-вторых,
можно будет заполнить бланк на переписном участке,
открытых ежедневно с 10.00 до 22.00 без перерыва.
Безусловно,
самый удобный для большинства жителей вариант — заполнение
анкеты дома. Однако есть одна проблема: многие боятся
открывать дверь переписчикам, опасаясь мошенников.
Как же можно определить, настоящий ли переписчик стоит
за дверью?
Во-первых,
все переписчики будут снабжены специальным удостоверением
с голограммой, которое они, вместе со своим паспортом,
должны предъявить жильцам квартиры. Во-вторых, у переписчиков
будет специальный портфель. В редких случаях, в особо
неблагоприятных с точки зрения криминальной обстановки
районах, переписчик может появиться в сопровождении
участкового милиционера, который должен обеспечивать
его безопасность. Предпринимать какие-либо карательные
акции по отношению к жильцам квартир и даже просто
проверять у них документы в таких ситуациях работники
милиции не имеют права.
Обход
квартир переписчиками будет совершаться трижды. Первый,
предварительный — за 3–4 дня до переписи. Во время
первого обхода переписчики не заполняют переписных
бланков, а собирают информацию о том, сколько жильцов
проживает в квартире и в какое время их удобнее посетить.
Жителям вручат листовку с адресом и телефоном переписного
пункта. Любой человек, позвонив по телефону, может
проверить личность переписчика. Во время второго визита
переписчики заполняют переписной бланк. И третий,
контрольный визит, переписчики будут наносить в те
квартиры, где им не открыли дверь в предыдущие два
раза.
Конечно,
организация такого масштабного мероприятия, как перепись
населения — дело непростое. И наверняка, сколько бы
ни старались организаторы, у кого-то из нас останутся
невыясненные вопросы о переписи. Любые из них можно
будет задать по телефонной «горячей линии», которая
будет работать в Москве до последнего дня переписи
— 16 октября 2002 г.
Программа
переписи 2002 г. затрагивает все сферы жизнедеятельности
человека. Она более многогранна по сравнению с предыдущими
переписями и должна охарактеризовать и состав домохозяйств,
и их жилищные условия, и демографические характеристики
населения, его образовательный уровень, национальный
состав, социально-экономические характеристики, рождаемость,
миграцию. Результаты переписи важны для всех: в той
или иной степени они окажут влияние на жизнь каждого.
И, конечно, особое значение будет иметь собранная
информация для жителей Москвы. Городские власти рассчитывают
получить не только информацию о количестве жителей,
но и, например, данные, отражающие состояние рынка
труда и рынка жилья в столице. Именно поэтому организаторы
кампании прилагают максимум усилий для того, чтобы
участие в переписи не доставляло жителям хлопот. Однако,
несмотря на все старания организаторов, итоги кампании
в первую очередь будут зависеть от нас с вами. Участие
в переписи — дело добровольное. Поэтому каждый сам
должен принять решение: хочет ли он навести порядок
в своем доме.
|